Лекция как один из приемов формирования умений старшеклассников на     уроках истории.

Ганюченко М.Г.

Лицей №8 «Олимпия»

Одним из приёмов формирования знаний и умений, обеспечивающих возникновение познавательного интереса к истории, является урок-лекция .Значимость её обусловлена требованиями времени, когда перед учителем встаёт задача развивать способность учащихся мыслить самостоятельно, творчески.

Какие возможности на уроке открывает лекция? Она позволяет брать явления и события шире и глубже. Урок-лекция в школе подразумевает не монолог учителя, а совместное продумывание теоретического материала, сотворчество в процессе познания.

В каких случаях мной применяется урок – лекция? Когда в учебнике налицо отсутствие или недостаток необходимого исторического материала, когда предстоит изучить сложные в теоретическом отношении темы из курса истории.

Виды используемых мною лекций: а) вводная, б) повторительно – обобщающая.

Основная цель вводной лекции – первоначальное ознакомление учащихся с главными вопросами данной темы, их краткая характеристика, определение хронологических рамок социально - экономических и политических процессов.

Основная задача повторительно –обобщающей лекции- повышение теоритического уровня усвоения учащимися содержания темы. На такой лекции привлекается известный учащимися фактический материал.

Превращение школьной лекции в активную форму обучения предполагает целесообразную организацию работы класса, применение различных форм познавательной деятельности учащихся. Например, в начале урока можно предложить ученикам план – задание, которое они должны выполнить по ходу объяснения учителем материала. Так на итоговом уроке – лекции « Первая русская революция 1905 -1907 г.г. » учащимся поручается выбрать из рассказа учителя сведения, позволяющие раскрыть следующие вопросы:

  1. Важнейшие события революции;
  2. Позиции основных политических партий по отношению к революции;
  3. Причины поражения революции;
  4. Результаты, итоги.

Оформляется это задание в виде тезисов, отвечающих на поставленные вопросы. Кроме того, учащиеся записывают основные понятия и термины, имена и краткую характеристику роли исторических личностей в этих событиях. Однако, даже в старших классах необходимо постоянно управлять конспектированием, поэтому обычно несколько раз повторяются основные положения лекций, ставятся перед школьниками вопросы, чтобы привлечь внимание к главному. Часть материала ( цифры, даты, выводы ) фиксируются учащимися под диктовку.

Как в процессе лекции можно научить учиться?

  1. Заинтересовать учащихся содержаниемлекций: научная глубина, четкая логика подачи исторического материала.
  2. Совершенствовать формы подачиматериала: живое, образное его изложение.
  3. Использовать его специальные приемыдля активизации познавательной деятельности учащихся.

Урок – лекция, предполагает и широкое использование различных наглядных пособий,  способствующий повышению внимания и заинтересованности учащихся.

Таким образом, практика показала, что урок – лекция по истории занимает особое место в обучении, помогает добиться глубокого понимания содержания темы, дает максимум информации в минимальное учебное время, формирует у учащихся навыки самостоятельной работы, необходимой для самообразования, способствует росту познавательного интереса к истории.