Ганюченко М. Г.

Лицей №8«Олимпия»   

Формирование приёма сравнения на уроках истории.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны уметь не только логически мыслить, но и владеть такими приёмами умственных действий как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез, соотнесение.  

В  процессе обучения истории нами часто используются данные приёмы  умственных действий, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала, но хотелось бы более подробно остановиться на приёме сравнения. 

Приёму сравнения на уроках истории мы начинаем обучать с 5 класса. Прежде всего, учащиеся знакомятся с таким определением: « Сравнение – это установление сходства или различия между парными объектами». В дополнение к этому учащимся предлагается план, по которому осуществляется сравнение :                                                                                                                                                                    

1. Перечень признаков ,по которому осуществляется сравнение.  

2. Сравнение по признакам сходства (сопоставление).  

3. Сравнение по признакам различия ( противопоставление).  

4. Полное сравнение ( установление признаков сходства и различия). 

5. Общие выводы.  

В ходе работы можно использовать наглядные средства, такие как карта, картина, схемы , диаграммы. Широко применяются исторические документы. 

Начинается обучение приёму сравнения с перечня признаков, которыевспоминают и предлагают сами учащиеся. В процессе обсуждения ребята самостоятельно выявляют и оставляют самые существенные из них. Признаки сравнения записываем на доске. 

Например, на уроках истории в 5 классе, при изучении темы: «УстройствоРимской республики», разбирался вопрос – « Общее и различное в государственном строе Афин и Рима». Учащиеся вспоминали , как в этих государствах принимались законы, кого избирали на государственные должности, кому принадлежала власть в Афинах и в Риме. Выделялись общие черты и различия. После этого на доске и в тетрадях составлялась сравнительная таблица.  

Линия сравнения

                    Сходство

                  Различие

 

Государственное устройство в Афинах и в Риме.

1.Оба государства являлись республиками.   

2.В обоих государствах власть принадлежала Народному собранию.

3.Правители выбирались на определенный срок: стратеги (Афины), консулы (Рим).

1.В Афинах власть принадлежала демосу – простому народу, в Риме – знати, нескольким десяткам богатых семей  патрициев и плебеев.

2.В Афинах за государственную службу платили деньги, В Риме – денег не платили.

3.В Афинах бедняки играли большую роль в управлении ,следовательно Афины называют демократической республикой

 

В 8 классе приём сравнения нами использовался при работе с историческим документом. На уроках истории очень часто используются исторические документы, так как они являются главными источниками исторических знаний. Документ обладает огромной силой убедительности, создаёт конкретные и яркие представления о прошлом, раскрывает многие исторические события и явления. Работа с документом увлекает и учит ребят применять методы исследовательского характера, изучать, анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять общие черты и различия, давать собственную оценку.  

В отличие от 5 класса в 8 классе сравнительные характеристики болееполные. Перечень признаков, предлагаемый учащимися для сравнения более широкий.                                                                                                                                                   

Так , например, изучая тему « Общественное движение при Александре Первом » учащиеся сравнивают два программных документа декабристов: «Конституцию» Н. Муравьёва ( программа «Северного» общества) и «Русскую правду» П. Пестеля  ( программа «Южного» общества). Прочитав документ, ребята самостоятельно выделили признаки для сравнения, определили по каким вопросам взгляды  Н. Муравьёва и П. Пестеля совпадали. Это: отношение к крепостному праву;  установление гражданских свобод; одинаковые методы борьбы. Так же в ходе беседы и работы с документом, учащиеся отметили, по каким вопросам взгляды декабристов «Северного» и «Южного» обществ различались. Это: земельный вопрос, государственное устройство; избирательное право. Результаты своей работы ребята записали в таблицу, которая приобрела следующий вид.

 

Вопросы для  сравненя             

   «Конституция» Н. Муравьёва

«Русская правда» П. Пестеля

Р

А

З

Л

И

Ч

И

Я

- Земельный вопрос.

- Государственное устройство.

- Избирательное право

Помещичье землевладение

сохранялось.

    О т м е н а       

Установление конституционной монархии. 

 

Выборы ограниченные  с высоким имущественным цензом.

Наделение  крестьян  землёй

 

 с а м о д е р ж а в и я          

Создание единой республики.

 

 

Равные выборы для мужчин  без всякого имущественного ценза.

С

Х

О

Д

С

Т

В

О

- Отношение к крепостному праву.

 

- Гражданские свободы.

- Методы борьбы.

                                               Отмена крепостного права

Уничтожение сословий. Равенство всех перед законом. Свобода слова, печати, собраний и т. д.

 

Сторонники военного переворота только силами армии, без участия широких народных масс.

          

     

            Общие выводы

 

«Конституция» была прогрессивным документом ,наносившим удар по самодержавно- крепостническому строю. Но этот документ был более ограниченным из-за антидемократического решения политического устройства, аграрного вопроса и избирательной системы.

«Русская правда» - это проект буржуазного переустройства страны с прогрессивным решением земельного вопроса, подрывавшее помещичье землевладение и отдававшее крестьянам половину земель в государстве.

 

Из данной таблицы видно, что работая над приёмом сравнения на уроке, учащиеся смогли чётко определить линии сравнения, нашли в программных документах декабристов общие черты и различия. Затем проанализировав таблицу, в ходе дискуссии, учащиеся сделали общие выводы о том  какой документ декабристов более прогрессивный и почему.

Таким образом, формирование приёма сравнения у учащихся на уроках истории и обучение их обобщению на основе этого приёма способствует развитию у детей наблюдательности, вырабатывает умение логически мыслить, делать выводы, ведёт к сознательному усвоению материала и подготавливает к самостоятельному обобщению знаний.